Работа педагога-психолога с педагогами

СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность 2-3х летних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть свои чувства на бумагу. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. В нашей ясельной группе он размещается в туалетной комнате: два больших поддона (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту детей.
В период адаптации надо одновременно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласково обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

15.10.2018 г. 


ИГРУШКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Огромное значение для полноценного развития дошкольника имеет правильно подобранные игрушки в детском саду. Любая игрушка должна нести информацию для ребенка и способствовать научению чему-либо новому. Выбирая сюжет для игр, младшие дошкольники опираются на доступные для них игрушки, именно их совокупность станет путеводителем для развития сюжета в игре. Так, в игре ребенок будет обращать внимание на наличие в детском саду домиков или игровой мебели для кухни и, на атрибуты для игр, например, халат медсестры или фартук повара.
Старшие дошкольники, разыгрывая сложные сюжеты, уже меньше зависят от игрушек и окружающих предметов, однако для них игрушки оказывают стимулирующее действие, игрушки служат для развития жизненного опыта в игре.
Дети 5 -6 лет уже нуждаются в реалистичных, максимально приближенных к оригиналу игрушках. Если обратить внимание на куклы, то детям 3 - 4 года будут интересны куклы среднего размера, которые можно идентифицировать по возрасту: кукла - младенец, кукла - взрослый, так как, играя, дети любят отождествлять себя со своими родителями или воспитательницей, а игрушке отдают роль самого себя.
Также в детском дошкольном заведении крайне необходимо использовать сборно-разборные игрушки, а для детей из старших групп нужны заготовки для сюжетно-ролевых игр. В игровых комнатах должны быть транспортные игрушки: автомобили, автобусы, различная спецтехника, например, экскаватор, подъёмный кран. Игрушки должны быть до 30 см, а при игре ребенок должен иметь возможность наклонить кузов, крутить руль и колеса. Желательно, чтобы игрушки были с инерционным механизмом или заводным механизмом. Очень хорошо, если будут игрушки, объединяющие в себе несколько тематических машин, например, грузовик и кран. Хорошо, если детям будет понятен механизм устройства машин и принцип их действия. В старших группах необходимо наличие пневматических, электронных игрушек и игрушек с запрограммированным действием.
В ясельных и младших дошкольных группах необходимо иметь строительные наборы из натурального дерева, элементы которого должны быть кратны кубу. Такие наборы закладывают элементарные геометрические знания о форме предметов. Строительные наборы для детей 5 - 6 лет отличаются от наборов для малышей тем, что в них уже есть арки, призмы, бруски, сферы, цилиндры и полусферы. Если набор предназначен для тематической игры, то он дополняется сложными арками, блоками, колонами, балконами.
Как показывает практика найти и приобрести действительно стоящие развивающие игры и авторские методики развития детей, да еще и по приемлемым ценам, не так просто, как кажется на первый взгляд.


                                                                 03.10.2018 г.

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ, БЕЗОБИДНЫЕ ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ ДЕТЯМ.

1.«Отойдите от меня все, я смотреть на тебя даже не хочу»
Ребёнок чувствует себя отверженным, ненужным, ребёнок может обидится, замкнуться. Эти фразы создают предпосылки для детской травли.
Рекомендации. Задача воспитателя - научить детей совместной  деятельности, на построение детского коллектива. «Давайте поможем Ане».
2. Фразы, которые предполагают пространственное отчуждение, изгнание.
Примеры:  «Будешь баловаться, в другую группу отведу». «Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей.
Незнакомое пространство многие дети воспринимают как угрозу, у ребёнка развиваются страхи.
Рекомендации:  базовая потребность ребёнка в его безопасности и приятии его. Следует исключить эту фразу.
3.Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность ребёнка.
«Посмотри на кого ты похож?». «С таким мальчиком никто не будет дружить». «Не занимаешься будешь глупым». «Отведу тебя в младшую группу, ты ведёшь себя как маленький».
Фразы оценочные, они препятствуют развитию нормальной самооценки у детей.
Рекомендации: Следует избегать критичных высказываний. В дошкольном возрасте нормальная, здоровая самооценка у детей завышенная, поэтому взрослые должны  разбирать вместе с ребёнком его поведение, в каждой конкретной ситуации.
4.Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем.
« Если так будешь себя вести, не понятно , в кого ты превратишься». «Если ещё раз сделаешь так, тебя выгонят из садика». «Плохо ешь -будешь маленьким, слабеньким».
Взрослый программирует ребёнка на негативное будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я во времени». Дети становятся пассивными, проявляют уныние, перестают фантазировать о своём будущем, не видят положительных перспектив. В дальнейшем это может плохо  отразиться на обучении в школе.
Запугивание едой также оказывает  негативное воздействие на детей, приводит к стрессу, формируют неправильное пищевое поведение.
Рекомендации: Наполнить жизнь ребёнка позитивом, укреплять его самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентность: «Ты уже научился делать», «У тебя всё получиться».
5.Фразы, которые содержат гендерные ограничения или половые нарушения.
Пример: «Ты ведёшь себя как мальчишка или как девчонка». Будешь такой вредной, никто замуж не возьмёт, кому такая нужна?», «Настоящие мальчики не плачут».
Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определённого пола. Мальчики осознают себя как представители определённого пола, с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркнуть позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться.
Рекомендации: Создать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. При этом особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих их взрослых.
6.Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребёнка.
«Все делают нормально, ты один ничего не можешь», «Где ты видел такой дом? Это караул, а не дом», «Из какого места у тебя растут руки?», «С чего ты решил, что тебе разрешат?»
Подобные фразы подавляют детскую инициативу. Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, могут отказаться от своих увлечений. Именно в дошкольном возрасте формируются такие компоненты личности, как инициативность, целеполагание, готовность предлагать идеи и ставить цели.
Рекомендации: Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы её реализации. Организовать игру, где каждый ребёнок сможет предложить свою идею. Задача взрослого поддержать увлечение детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность, «Как интересно ты придумал».
7.Фразы, которые пугают ребёнка отвержением со стороны родителей.
Пример: «Мне маме рассказать, что произошло?», «Не что, будем папу расстраивать?», «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберёт».
Эти высказывания  пугают ребёнка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказания. Кроме того, такие высказывания представляют собой шантаж, и предательство и отражают неготовность взрослого брать на себя ответственность за поведение ребёнка и решать проблему здесь и сейчас.
Рекомендации: Взрослый должен уметь решать любую ситуацию, которая возникает, за счёт собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать.
8.Фразы,  в которых используются пугающие персонажи.
Пример: «Не перестанешь кричать, вызову милиционера», «Останешься ночевать в группе вместе со сторожем», «Дед Мороз всё видит и таким плохим детям ничего не принесёт».
Подобные фразы формируют страхи, которые оказывают негативное воздействие на психическое развитие ребёнка. Страхи сковывают ребёнка, отбирают энергию и её не остаётся на познавательную активность. Кроме того, они могут закрепиться и проявляться в течение всей жизни.
Рекомендации: Исключить фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы педагогического воздействия. Например разработать совместные правила группы и напоминать о них, когда кто-то не слушается. В таком случае не придётся запугивать детей, чтобы организовывать дисциплину в группе.
9.Фразы, которые ограничивают активность детей и запрещают движение.
Пример: « Стой на месте, замри, перестань крутиться».
Потребность в движении является        базовой и важной для общего развития дошкольников. Если взрослые постоянно одёргивают ребёнка, запрещают двигаться, это может сказаться на психоэмоциональном состоянии ребёнка. Нельзя заменить физическую активность замиранием, это приведёт к ещё большему взрыву.

Рекомендации: Нужно направить двигательную активность на конструктивное движение, «Давайте все дружно отжиматься» или «Давайте возьмёмся за руки и будем водить хоровод». Индивидуально подходить к гиперактивным  детям, к детям с синдромом дефицита внимания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий