Работа педагога-психолога с педагогами

КАК ПРОГРАММИРОВАТЬ РЕБЕНКА  НА УДАЧУ

Открытость, ранимость и внушаемость детей делают их очень чувствительными к негативным воздействиям мира и общества. Чтобы помочь ребенку, родители и педагоги должны чаще использовать позитивные установки, которые могут стать неисчерпаемым ресурсом сопротивляемости организма ребенка.
   Не внушайте ребенку, что он болезненный, неспособный, упрямый, несамостоятельный и т.д. Если он постоянно будет слышать это от взрослых, то может в это поверить и будет вести себя именно так.
  Не критикуйте личность ребенка, его негативные качества, желая помочь ему от них избавиться.
  Помните: критика должна быть направлена на неблаговидный поступок малыша, его осуждение. Но делать это следует в мягкой форме, используя косвенные приемы.
  Расскажите ребенку сказку, в которой герой совершил не очень благовидный поступок.
Дети прекрасно отождествляют себя со сказочными персонажами, и к тому это поможет вашему малышу рассмотреть проблему как бы со стороны.
Вместе с малышом поразмышляйте о том, как герою сказки выйти из затруднительной ситуации, исправить положение.
Часто родители внушают детям: «не балуйся», « не плачь», «не дерись»…
  Не делайте вашему ребенку негативно сформированных внушений, так как при этом умалчивается желаемый вариант его поведения.
    Давайте ребенку позитивную установку поведения.
Негативно сформулированные внушения
Не нервничай.
Не дерись.
Не бойся.
Не горбись.
Позитивно сформулированные внушения
Успокойся.
Помирись и живите дружно.
Ты же смелый…
Сиди прямо.
 Предлагайте ребенку достойную, позитивно сформулированную альтернативу поведения.
Обычно у человека есть две мотивации, связанные с успешной деятельностью: достижение успеха и избегание неудачи. Будущее человека и его положение в обществе во многом зависят от того, какая мотивация у него доминирует.
  Не создавайте для ребенка ситуацию постоянных запретов и ограничений, так как это может привести к тому, что его доминирующей мотивацией станет избегание неудач.
Он будет ставить перед собой цели, которые в психологии получили название «цели избегания» (когда человек знает, чего он не хочет, но не может сформулировать цели, к достижению которой он стремится).
    Помните: позитивные внушения учат детей позитивно и утвердительно определять свои цели; негативно сформулированные внушения часто приводят к прямо противоположному эффекту.


17.04.2019г.


ОБ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Раньше период адаптации проходил за два месяца. В последнее время этот период затянулся в среднем на полгода.
Адаптации не произошло, если ребёнок не включился полностью в учебную деятельность, не слышит и не включается полностью в учебную деятельность, не слышит и не выполняет инструкции учителя, испытывает трудности при общении и взаимодействии с другими детьми, при овладении элементарными понятиями (слово, предложение, при чтении и письме).
Современные дети уже в дошкольном возрасте много времени проводят за компьютером и другими электронными носителями информации, мало двигаются и общаются, у них наблюдается задержка в коммуникативно-речевом и познавательном развитии. Как показывает практика, даже те дети, которые пришли в школу, умея читать, в конце декабря затрудняются ответить на простые вопросы по тексту, так как не поняли смысла прочитанного.
Что же происходит с нашими детьми или с нашей российской системой образования? Какие проблемы надо решать для успешной адаптации детей к школьному обучению?
Проблемы:
Нет преемственности в воспитании и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, ориентированного на формирование готовности дошкольников к следующему этапу развития - школьному обучению.
Важно учитывать последовательное развитие личности ребёнка на всех уровнях образования, важно учитывать особенности и закономерности его развития и понимать, какой он – современный ребёнок, что и как изменилось в сознании наших детей, чем они отличаются от своих сверстников конца прошлого века.
В школах важно подавать учебный материал в игровой форме. Дети не способны ставить цели и задачи, планировать свою учебную деятельность. А именно это требует школа в соответствии с ФГОС НОО.
С одной стороны учёные и практики отмечают повышение уровня интеллектуального развития детей, а с другой стороны с каждым годом растёт число детей с отклонениями и нарушениями в физическом, интеллектуальном, эмоционально-волевом и социальном развитии,  наблюдается снижение уровня коммуникативно-речевого и познавательного развития, социальных навыков. С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Нет сомнения, что современные дети обладают новым типом  сознания-системно-смысловым. Они по-иному воспринимают, перерабатывают и  усваивают информацию, у них другие ценностные установки, желания, потребности и интересы.
Чтобы развивать личность детей с учётом их особенностей, педагогам и родителям важно знать эти особенности и закономерности развития.
Для реализации преемственности и успешной адаптации детей дошкольного возраста к школьному обучению воспитателю и учителю необходимо владеть единым педагогическим инструментарием-универсальными стратегиями социального ( в семье и в группе сверстников) и персонального развития личности. Это поможет педагогу определить модель семьи, в которой ребёнок воспитывается, взаимоотношения родителей. Поняв его путь развития в данной семейной модели, педагог сможет выявить качества, которые он приобретает, и прогнозировать его жизненную позицию в подростковом возрасте. А главное, появится возможность оказать своевременную педагогическую поддержку и семье в период его адаптации к школе.
Следующая проблема адаптации детей к школе связана с созданием условий для общения и взаимодействия с целью социально-коммуникативного развития. При этом возникают вопросы, знают ли современный воспитатель и учителя, каким образом современные дети воспринимают, перерабатывают и усваивают информацию, какие технологии, методы и приёмы наиболее эффективно будут способствовать развитию их коммуникативных, речевых и языковых способностей.
Традиционные занятия в детском саду по развитию речи, это: наблюдения, беседы, рассматривание с детьми картин, составление рассказа, воспитатель учит рассуждать, отвечать на вопросы. На таких занятиях дети не все активны, многие молчуны сидят, не поднимают руки, активно работают от трёх до семи детей, остальные отмалчиваются. При таком подходе, дети не знают, как вступать в общение, как продолжить разговор, о чём и как говорить. Они не могут задавать друг другу вопросы, переключаться с одной темы разговора на другую, использовать разные режимы взаимодействия.
Следовательно, воспитателю и учителю важно знать особенности и закономерности развития детской речевой деятельности, использовать стратегию персонального развития в образовательном процессе.
Речь детей с каждым годом становится хуже,  недоразвитие аудитивных способностей, это затрудняет процессы говорения, чтения и письма.
Таким образом, для успешной  адаптации детей дошкольного возраста к школьному обучению, необходимо решать проблему преемственности в развитии личности современных детей в образовательном процессе их социально-коммуникативных и познавательно-речевых и творческих способностей.

                                                               17.01.2019 год


ОДИН РЕБЁНОК РАСПЛАКАЛСЯ, ОСТАЛЬНЫЕ ЗАРЕВЕЛИ ВСЛЕД ЗА НИМ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

Педагоги сталкиваются с проблемой адаптации детей к детскому саду. Малыши плачут, склонны к демонстративному поведению, непослушанию, истерике. Яркие эмоции быстро передаются другим детям. Родителей тревожит нестабильное эмоциональное состояние, плохое настроение, ухудшение самочувствия ребёнка, нежелание посещать детский сад, плач при расставании. Воспитателям приходится работать в сложных психоэмоциональных условиях.
10 способов успокоить плаксу.
Вряд ли воспитателю удастся полностью избежать эмоциональных срывов и плача детей, который переходит в рёв и даже истерику плачущего ребёнка нужно срочно утешить, купировать отрицательные эмоции.
Сохраняйте спокойствие. Не раздражайтесь и не паникуйте при виде плачущих детей, не нервничайте. Улыбайтесь, постарайтесь заразить их хорошим настроением.
Предложите игру. Чтобы переключить внимание детей, проводите игры и игровые упражнения. Игра должна быть интересной, яркой, простой с лёгким началом.
Дайте « важное поручение».
 Напомните малышу о каком–нибудь «важном деле» или поручении, о котором договорились раньше. Скажите, что его нужно срочно выполнить. Например, предложить помочь сделать что-то.
«Не замечайте» капризулю.
Если плач ребёнка усиливается, когда взрослые  уделяют ему внимание, попробуйте сделать вид, что не замечаете капризного настроения. Постепенно переключайте его внимание на совместную деятельность с другими детьми.
Подключайте сознание к эмоциям плачущего ребёнка.
Например, попросите его плакать тише. Потому что у вас разболелся зуб, или глубже дышать во время плача, чтобы не захлебнуться слезами. Даже минутное раздумье по поводу предложения поможет ему успокоиться.
Грамотно и чётко объявите о предстоящем интересном мероприятии в детском саду. Объявление должно быть важным для всех детей. Например о том, что после завтрака в группу придут гости и до их прихода нужно успеть убрать все игрушки в игровом уголке.
Преувеличьте сочувствие по отношению к плачущему до смешного.
Проговаривайте удивительные и нелепые для ребёнка слова утешения, например: «Какой же ты несчастный… плачешь, наверное, потому, что хочешь спать…. Или потому, что не хочешь спать… или потому, что не хочешь идти на прогулку… или из-за того,  что у тебя дома совсем нет игрушек».
Рассмешите ребёнка.
Юмор и шутки помогут ему расслабиться и погасят отрицательные эмоции.
Разрешите приносить в группу небольшую любимую игрушку из дома. Знакомый предмет детям, которые часто плачут, удерживать эмоциональное равновесие при дополнительной поддержке воспитателя.
Попросите педагога-психолога или младшего воспитателя побыть с плачущим ребёнком вне групповой комнаты.
Пусть прогуляются по холлу детского сада, посидят. Это поможет успокоить ребёнка и нормализовать эмоциональный фон остальных детей в группе.
Обеспечьте тактильный контакт.
Если родители не против, посадите ребёнка на колени, возьмите за руку, погладьте по голове. Внимание взрослого и тактильный контакт, помогут ему почувствовать себя защищённым.
Простые правила, чтобы предотвратить плач.
Предложите воспитателям простые правила, которые помогут решить проблему с плачем до того, как она возникла. Попросите их следить, чтобы отрицательные эмоции не успели заразить большую часть детей.
Попросите родителей помочь вам.
Родители нередко становятся причиной плохого настроения малышей и провоцируют их на плач, особенно утром при расставании. Объясните родителям, что настроение, с которым ребёнок приходит в детский сад, воздействует на психологическое здоровье – его собственное и других детей. Попросите помочь и расскажите, как правильно готовить детей к приходу в детский сад.
Создавайте эмоциональные островки.
Организуйте в групповой комнате разрозненные игровые и развивающие зоны – островки. Увлекайте детей совместной деятельностью в микрогруппах. Так вы сможете быстро погасить негативные эмоции, которые возникли в одной из микрогрупп, занять расстроенных детей чем-то интересным и не привлечь внимание остальных.
Используйте музыкотерапию. Спокойная, негромкая знакомая детям музыка послужит для профилактики эмоциональных срывов и поможет успокоить плач. Музыкальный  фон уместен, когда дети готовятся к занятиям, во время игровых пауз. Малыши легче переносят утреннее расставание с родителями, если слышат в группе негромкую, но ободряющую музыку.
Устраивайте сюрпризы.
Переключите внимание при помощи «волшебного сундучка» с предметами по возрасту, которые должны вызвать у детей неподдельный интерес. Это могут быть сказочные предметы, звучащие и шумящие игрушки, яркие арт-объекты. Обновляйте содержание «волшебного сундучка», чтобы дети всякий раз хотели его увидеть.  Обыгрывайте «находки», демонстрируйте собственный  интерес и восторг.
Проявляйте артистизм.
Отвлечь внимание плачущего ребёнка поможет умение быстро перевоплотиться в сказочного героя. Для этого держите под рукой атрибуты: головной убор, элементы одежды, очки или колпак волшебника, накладной нос, парик. Важно, чтобы сказочный герой ассоциировался у детей с радостью, добром, вызывал доверие, был им интересен. Создавайте образ с помощью мимики, пластики, голоса. Это привлечёт внимание детей и поможет вам контролировать ситуацию, направьте её в продуктивное русло: организовать игру, совместную деятельность, развлечение.
Пойте и танцуйте вместе с детьми.
Поющему воспитателю легче скорректировать эмоциональный фон в группе. Если вы обладаете музыкальным слухом и голосом, владеете  репертуаром для детей, то в критических ситуациях сможете завладеть их вниманием. Просто запойте знакомую им песню и стимулируйте их запеть вместе с вами  или танцевать под ваше пение.
Выработайте у детей положительные ассоциации с детским садом.
Приучите их к мысли, что каждый день несёт какое-то интересное событие в детском саду. Перед расставанием анонсируйте новую программу на следующий день. Например: дети с нетерпением будут ждать встречи с любимым сказочным героем, театрализованного представления или игры-соревнования.
Используйте приём «В дружном коллективе каждому рады».
Создайте традицию радостно приветствовать утром каждого приходящего ребёнка. Форма приветствия может повторяться в неизменном виде или быть разной. Например: у каждого ребёнка есть наиболее приятный для него вариант имени (Света, Светочка, Вета). Именно его и следует использовать во время приветствия. Пришедшего можно приветствовать хором или персонально, но каждый уже находящийся в группе ребёнок должен встретить его тепло и радостно.
Персонализируйте пространство.
Помогите каждому ребёнку организовать в группе своё «гнёздышко» - маленькое уютное персональное пространство. Понаблюдайте, где  кто любит сидеть, когда  отдыхает от коллектива. Приучайте детей уважать персональное пространство друг друга. При нестабильном эмоциональном фоне в группе оно поможет детям успокоиться.
Чего не стоит делать, когда ребёнок плачет:
1.      Не уговаривать перестать плакать.
        Обычно это только усугубляет ситуацию.
2.      Не стремитесь вызвать чувство стыда.
        Не грозите наказанием.
Это лишь усилит  негативные эмоции.
3.      Избегайте дополнительных раздражителей.
Не способствуйте возбуждению: не повышайте голос,
 не делайте резких движений, не включайте громкую музыку.
4.      Не  «покупайте» хорошее настроение. Не предлагайте ребёнку
 «бонусы» за прекращение истерики.
5.      Не используйте шантаж даже в шутку. Выгода будет сиюминутной, а негативные последствия - длительными.
Игры и упражнения, чтобы переключить внимание детей.
Игры – проговаривания. Нужно проговаривать хором окончания начатых фраз. Например, «Ладушки», «Про сороку».
Игры с имитацией движений. Например, «Игры с пальчиками».
Словесные подвижные игры. Например, «Коза рогатая», «На птичьем дворе», «Хохлатка», «Сова», «Петушок».
Игры для сенсорного развития. В уголке сенсорного развития нужны панели Монтессори, светооптический душ, мягкие модули.
Тактильные игры. Например, «Потягушки», «Злая и добрая кошка», «Дождик капает». Они снимают мышечное напряжение.
Игры в хороводе или кругу. При помощи таких игр вы можете собрать всех детей вместе и держать их в поле зрения.
Что делать, чтобы ребёнок не плакал в детском саду:
Следите за здоровьем ребёнка. Если ребёнок нездоров физически, испытывает недомогание, оставьте дома.
Кормите дома лёгким завтраком. Это поможет гармонизировать психологические процессы.
Когда плачет, не заводите в групповую комнату. Сначала успокойте его вдали от других детей.
Установите договорённости. Договаривайтесь с ребёнком дома, что в детском саду не будет плакать, а будет играть с другими детьми.
Не преодолевайте сопротивление.  Не тяните в детский сад силой. Выясните, почему ребёнок не хочет идти в детский сад. Сообщите причину воспитателю, чтобы вместе решить проблему.
Подавайте пример. Демонстрируйте ребёнку позитивный настрой в связи с посещением детского сада. Вырабатывайте положительные ассоциации.
Не устраивайте долгое прощание перед тем, как уйти. Не приучайте ребёнка махать в окно рукой, чтобы он не сконцентрировался на своих переживаниях.
Поощряйте за положительные эмоции. Приводите в пример детей, которые охотно посещают детский сад. Учите сохранять хорошее настроение.
Мотивируйте рано вставать. Объясните,  что так он сможет по пути в садик прогуляться  по утреннему городу с родителями. Дайте возможность послушать, как с утра поют птицы.
Мотивируйте «серьёзным поручениям». Прийти в детский сад раньше всех. Показать свою любимую игрушку, свой рисунок.

                                                                                                                                           06.11.2018 г.


СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность 2-3х летних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть свои чувства на бумагу. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. В нашей ясельной группе он размещается в туалетной комнате: два больших поддона (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту детей.
В период адаптации надо одновременно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласково обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

15.10.2018 г. 


ИГРУШКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Огромное значение для полноценного развития дошкольника имеет правильно подобранные игрушки в детском саду. Любая игрушка должна нести информацию для ребенка и способствовать научению чему-либо новому. Выбирая сюжет для игр, младшие дошкольники опираются на доступные для них игрушки, именно их совокупность станет путеводителем для развития сюжета в игре. Так, в игре ребенок будет обращать внимание на наличие в детском саду домиков или игровой мебели для кухни и, на атрибуты для игр, например, халат медсестры или фартук повара.
Старшие дошкольники, разыгрывая сложные сюжеты, уже меньше зависят от игрушек и окружающих предметов, однако для них игрушки оказывают стимулирующее действие, игрушки служат для развития жизненного опыта в игре.
Дети 5 -6 лет уже нуждаются в реалистичных, максимально приближенных к оригиналу игрушках. Если обратить внимание на куклы, то детям 3 - 4 года будут интересны куклы среднего размера, которые можно идентифицировать по возрасту: кукла - младенец, кукла - взрослый, так как, играя, дети любят отождествлять себя со своими родителями или воспитательницей, а игрушке отдают роль самого себя.
Также в детском дошкольном заведении крайне необходимо использовать сборно-разборные игрушки, а для детей из старших групп нужны заготовки для сюжетно-ролевых игр. В игровых комнатах должны быть транспортные игрушки: автомобили, автобусы, различная спецтехника, например, экскаватор, подъёмный кран. Игрушки должны быть до 30 см, а при игре ребенок должен иметь возможность наклонить кузов, крутить руль и колеса. Желательно, чтобы игрушки были с инерционным механизмом или заводным механизмом. Очень хорошо, если будут игрушки, объединяющие в себе несколько тематических машин, например, грузовик и кран. Хорошо, если детям будет понятен механизм устройства машин и принцип их действия. В старших группах необходимо наличие пневматических, электронных игрушек и игрушек с запрограммированным действием.
В ясельных и младших дошкольных группах необходимо иметь строительные наборы из натурального дерева, элементы которого должны быть кратны кубу. Такие наборы закладывают элементарные геометрические знания о форме предметов. Строительные наборы для детей 5 - 6 лет отличаются от наборов для малышей тем, что в них уже есть арки, призмы, бруски, сферы, цилиндры и полусферы. Если набор предназначен для тематической игры, то он дополняется сложными арками, блоками, колонами, балконами.
Как показывает практика найти и приобрести действительно стоящие развивающие игры и авторские методики развития детей, да еще и по приемлемым ценам, не так просто, как кажется на первый взгляд.


                                                                 03.10.2018 г.

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ, БЕЗОБИДНЫЕ ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ ДЕТЯМ.

1.«Отойдите от меня все, я смотреть на тебя даже не хочу»
Ребёнок чувствует себя отверженным, ненужным, ребёнок может обидится, замкнуться. Эти фразы создают предпосылки для детской травли.
Рекомендации. Задача воспитателя - научить детей совместной  деятельности, на построение детского коллектива. «Давайте поможем Ане».
2. Фразы, которые предполагают пространственное отчуждение, изгнание.
Примеры:  «Будешь баловаться, в другую группу отведу». «Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей.
Незнакомое пространство многие дети воспринимают как угрозу, у ребёнка развиваются страхи.
Рекомендации:  базовая потребность ребёнка в его безопасности и приятии его. Следует исключить эту фразу.
3.Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность ребёнка.
«Посмотри на кого ты похож?». «С таким мальчиком никто не будет дружить». «Не занимаешься будешь глупым». «Отведу тебя в младшую группу, ты ведёшь себя как маленький».
Фразы оценочные, они препятствуют развитию нормальной самооценки у детей.
Рекомендации: Следует избегать критичных высказываний. В дошкольном возрасте нормальная, здоровая самооценка у детей завышенная, поэтому взрослые должны  разбирать вместе с ребёнком его поведение, в каждой конкретной ситуации.
4.Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем.
« Если так будешь себя вести, не понятно , в кого ты превратишься». «Если ещё раз сделаешь так, тебя выгонят из садика». «Плохо ешь -будешь маленьким, слабеньким».
Взрослый программирует ребёнка на негативное будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я во времени». Дети становятся пассивными, проявляют уныние, перестают фантазировать о своём будущем, не видят положительных перспектив. В дальнейшем это может плохо  отразиться на обучении в школе.
Запугивание едой также оказывает  негативное воздействие на детей, приводит к стрессу, формируют неправильное пищевое поведение.
Рекомендации: Наполнить жизнь ребёнка позитивом, укреплять его самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентность: «Ты уже научился делать», «У тебя всё получиться».
5.Фразы, которые содержат гендерные ограничения или половые нарушения.
Пример: «Ты ведёшь себя как мальчишка или как девчонка». Будешь такой вредной, никто замуж не возьмёт, кому такая нужна?», «Настоящие мальчики не плачут».
Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определённого пола. Мальчики осознают себя как представители определённого пола, с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркнуть позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться.
Рекомендации: Создать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. При этом особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих их взрослых.
6.Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребёнка.
«Все делают нормально, ты один ничего не можешь», «Где ты видел такой дом? Это караул, а не дом», «Из какого места у тебя растут руки?», «С чего ты решил, что тебе разрешат?»
Подобные фразы подавляют детскую инициативу. Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, могут отказаться от своих увлечений. Именно в дошкольном возрасте формируются такие компоненты личности, как инициативность, целеполагание, готовность предлагать идеи и ставить цели.
Рекомендации: Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы её реализации. Организовать игру, где каждый ребёнок сможет предложить свою идею. Задача взрослого поддержать увлечение детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность, «Как интересно ты придумал».
7.Фразы, которые пугают ребёнка отвержением со стороны родителей.
Пример: «Мне маме рассказать, что произошло?», «Не что, будем папу расстраивать?», «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберёт».
Эти высказывания  пугают ребёнка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказания. Кроме того, такие высказывания представляют собой шантаж, и предательство и отражают неготовность взрослого брать на себя ответственность за поведение ребёнка и решать проблему здесь и сейчас.
Рекомендации: Взрослый должен уметь решать любую ситуацию, которая возникает, за счёт собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать.
8.Фразы,  в которых используются пугающие персонажи.
Пример: «Не перестанешь кричать, вызову милиционера», «Останешься ночевать в группе вместе со сторожем», «Дед Мороз всё видит и таким плохим детям ничего не принесёт».
Подобные фразы формируют страхи, которые оказывают негативное воздействие на психическое развитие ребёнка. Страхи сковывают ребёнка, отбирают энергию и её не остаётся на познавательную активность. Кроме того, они могут закрепиться и проявляться в течение всей жизни.
Рекомендации: Исключить фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы педагогического воздействия. Например разработать совместные правила группы и напоминать о них, когда кто-то не слушается. В таком случае не придётся запугивать детей, чтобы организовывать дисциплину в группе.
9.Фразы, которые ограничивают активность детей и запрещают движение.
Пример: « Стой на месте, замри, перестань крутиться».
Потребность в движении является        базовой и важной для общего развития дошкольников. Если взрослые постоянно одёргивают ребёнка, запрещают двигаться, это может сказаться на психоэмоциональном состоянии ребёнка. Нельзя заменить физическую активность замиранием, это приведёт к ещё большему взрыву.

Рекомендации: Нужно направить двигательную активность на конструктивное движение, «Давайте все дружно отжиматься» или «Давайте возьмёмся за руки и будем водить хоровод». Индивидуально подходить к гиперактивным  детям, к детям с синдромом дефицита внимания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий