Работа педагога-психолога с дошкольниками


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА 3 ЛЕТ
Средством преодоления кризиса, возникшего на пороге первого и второго года жизни, является построение новой социальной ситуации развития ребенка, а именно - совместной деятельности ребенка со взрослым. Главная задача совместной деятельности - усвоение способов использования предметов, которые создало общество.
Ведущая деятельность ребенка в этот период
Ведущей деятельностью этого возраста является предметная деятельность. Наряду с этим интенсивно развивается общения, без которого было бы невозможно усвоение того, как надо правильно пользоваться ложкой, пользоваться карандашом, мыть ручки, садиться на стул. Общение, как и в раннем возрасте, имеет две формы: эмоциональное и речевое. Сейчас эти формы существуют параллельно в жизни ребенка, и основное значение приобретает именно развитие речи.
Без преувеличения можно сказать, что именно в этот период ребенок овладевает системой орудийного действия с предметами (получить удаленную игрушку можно, потянув за веревку, копать нужно лопаткой, есть с помощью ложки, носить воду ведерком). Ребенок использует предметы как орудия своей деятельности, как средство воздействия одного предмета на другой, как способ познания одних предметов и их свойств (не только поверхностных, но и скрытых) через другие предметы, и такое открытие назначения предмета и способа его использования происходит постепенно. Еще в конце первого года жизни ребенок начал узнавать о физических, динамических, пространственных свойствах предметов: игрушка имеет постоянную величину, цвет, определенную форму, она может двигаться, находиться над, под, за, близко или далеко от ребенка. Игрушку можно разобрать на части, а потом собрать (формирование элементарных представлений о целом и часть). Однако новым для ребенка к концу 1-го – в начале 2-го года является то, что в процессе манипулирования игрушкой, предметом и общения со взрослым у него складываются представления о постоянном функциональном назначении предметов (ложкой едят, из чашки пьют воду).
Однако ребенок еще несовершенно владеет способами действия с этими предметами, так как возникают реакции сравнения своих действий с действиями взрослого, познания его действий в собственных. С психологической точки зрения, то, что ребенок несовершенно владеет способами действий с предметом, не так уж и важно, главное, что он усвоил принцип действия с предметом.
В целом процесс овладения детей действиями с предметами охватывает следующие три фазы: с предметом выполняются любые действия; предмет применяется только по назначению; предмет применяется свободно; ослабляется жесткая связь определенного действия с определенным предметом, действия могут переноситься с одного предмета на другой, но ребенок знает основные функции этого предмета.
В процессе развития предметной деятельности усложняются действия ребенка. Особое значение приобретают действия, которые возникли еще в раннем возрасте. Так, теперь ребенок может расположить предметы в достаточно сложные пространственные отношения: сложить пирамидку, построить башню.
Появление нового предмета в жизни ребенка вызывает желание узнать, как его можно применить. С предметной деятельности незаметно вырастает игровая, а вернее, в предметной деятельности формируются предпосылки возникновения игры. Так, ребенок постепенно не только подражает отдельным действиям взрослого с предметами, но и воспроизводит  отдельные сюжеты повседневной жизни: строит домик, кормит ребенка и тому подобное. Желание делать все самому, познавать мир взрослых, копировать их, развитие предметной деятельности ведут к возникновению сюжетно-отражательной игры. Большое значение в возникновении и развитии этого вида игры имеет знакомство ребенка с предметами-заменителями: палочка используется как ложка, деревянные брусочки - как строительные материалы, школьный пенал старшего брата может стать автомобилем. Игрушка, по сравнению с предметом-заменителем, имеет конкретное сходство с реальным предметом,
В течение преддошкольного возраста развиваются и другие виды игры. Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных учебных и двигательных играх. Дети отражают в игре не просто действия взрослых, а действия конкретных взрослых. Впервые проявляется инициатива ребенка в выдвижении игрового задания, что является признаком творческого развития ребенка.
Другие виды продуктивной деятельности
Под влиянием ведущей деятельности формируются другие виды деятельности: сюжетное конструирование, художественная деятельность (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая). Характерными особенностями художественной деятельности в этот период является ее синкретичность и импровизация. Так, ребенок одновременно рисует, составляет сюжет того, что он изображает, и поет. Собираясь что-то нарисовать, ребенок сначала не знает, что именно он конкретно будет рисовать, и замысел, и название того, что он нарисовал, может изменяться несколько раз: «Это котик ... Это мячик ... Нет - это окно. ..».
Возникновению деятельности рисования предшествует простое манипулирование карандашом и бумагой (1-2 года). Ребенок подражает взрослому и водит карандашом по листу бумаги. Он замечает, что карандаш оставляет следы на бумаге. Сначала - это просто неуклюжие линии, затем каракули, которые ничего не значат. Это изобразительная стадия художественного развития ребенка. В 2-3 года у ребенка появляется интерес к процессу рисования. В этот период и возникает собственно изобразительная стадия, которая генетически включает: опознание предмета в случайном сочетании линий; умышленное отражение в рисунке предметов, людей, окружающей среды, часто сопровождается словесной формулировкой замысла.
Рисование и словесное оформление того, что ребенок изображает, происходит почти одновременно у двухлетнего ребенка, поэтому этот феномен можно назвать собственно замыслом.
Необходимо отметить, что запас графических образов, то есть изображений, которые действительно отражают сходство предмета на рисунке, у ребенка в этот возраст очень мал. Поэтому иногда ребенок, особенно в конце раннего возраста, может отказываться нарисовать по просьбе взрослого нечто такое, что он не знает, как рисовать. Такие отказы свидетельствуют о том, что ребенок от импульсивного отражения предметов и явлений окружающей среды переходит к более сознательному. Однако индивидуальные различия в количестве графических образов у ​​детей уже в этот период их возрастного развития весьма значительны.
Для детей этого периода характерна высокая эмоциональная отзывчивость, что и проявляется в том, что они уже в 1-2 года внимательно слушают музыку, ведут себя тихо, а некоторые даже пытаются танцевать. В 2-3 года дети различают звуки по высоте и тембру, появляются певческие интонации и элементарная ритмичность в движениях под музыку. Эмоциональная отзывчивость влияет также на то, что дети с удовольствием слушают потешки, прибаутки. Они любят многократно слушать сказки, с радостью узнают героев, снова и снова переживают счастливый конец.
Развитие познавательной сферы ребенка
В указанный период продолжают развиваться сенсорные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические и тому подобное.
Наиболее интенсивно в этот период развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка и вместе с тем тесно связано с развитием практических действий, речью и мышлением. Так, примерно до 1 г. 9 м. Ребенок многократно повторяет одни и те же действия с предметом и путем проб и ошибок постепенно достигает цели своих действий. Он может бесконечно сравнивать величину, форму, цвет предметов, подбирать части предмета. Однако вследствие развития зрительного восприятия и мышления в такой его функции, как оценка отношений между предметами, с 1 г. 9 м. Резко уменьшается количество предыдущих действий по «апробации». Развитие предметной деятельности, речи создает условия возникновения слов-названий предметов, что также способствует становлению восприятия, обобщению чувственной информации.
В период от 2-х до 3-х лет возникают оценочные действия восприятия. Свойства одного предмета становятся эталоном, образцом, меркой, с помощью которых измеряются, оцениваются свойства других предметов.
Мышление в этот период имеет все признаки наглядно-действенного мышления. В результате практического экспериментирования с предметами ребенок открывает для себя не только новые свойства предметов, новые формы передвижения, но и новые средства достижения цели. Так, достать мячик из-под стола можно не скользя животом по полу, а с помощью палки, папиной удочки, дедушкиной трости. К концу 3-го года жизни в процессе мышления дети перестают опираться только на внешние воздействия, а могут опираться на внутренние образы, представления, фантазии. Зарождаются элементы внутреннего плана действий, окончательное формирование которого заканчивается на пороге вступления ребенка в школу. Этому также способствует формирование широкого спектра средств определения предметов и явлений мира, а именно: действий, имитирующих действий взрослого, игрушек, предметов-заместителей, картинок из книг, собственных рисунков. Однако главную роль как средства определения начинает играть слово. Предметы-заместители и языковые знаки (слова) является «строительным материалом», на основе которого формируется символическая функция мышления, то есть замещение реальных предметов окружающей среды и действий человека символами, абстракциями. Символическая функция не открывается самостоятельно ребенком, а усваивается под руководством взрослого в игре и других продуктивных видах деятельности. Таким образом, возникновение внутреннего плана действий, средств определения, в том числе и символических, способствуют появлению наглядно-образного мышления.
На 2 года приходится появление вопросов ребенка: «Что это?», «Как это называется?». При этом ребенка интересует не название, а сам предмет. К концу 3-го года жизни происходит расширение познавательной активности, десятки детских вопросов («Что это?», «Почему так?») Способствуют построению собственных представлений об окружающей среде. Ознакомление с миром приобретает познавательный характер.
В структуре мышления 1-2-летнего ребенка также появляются обобщения - сочетание с предметами и действиями, имеющими общие признаки. Сначала дети сочетают между собой достаточно удаленные предметы. Так, ребенок может называть словом «Джек» и лохматую собаку по имени Джек, который имеет густую шерсть; и мягкую игрушку из синтетического меха; и мамину шубу; и шерстяное одеяло, так как все они имеют ворс и дают одинаковые тактильные ощущения. Постепенно ребенок переходит от единичных, ситуативных обобщений к более широким, точным, существенным.
Речь ребенка
Со второй половины второго года жизни резко возрастает словарный запас ребенка. В 2 года он оперирует 200-300 словам, в 3 года - около 1500. Сначала слова достаточно несовершенны в фонетическом отношении и означают достаточно широкий спектр значений. В начале первого года жизни у детей отсутствуют предложения. Часто одно слово означает по смыслу целое предложение, поэтому эту стадию развития речи называют стадией «слов-предложений». Необходимость быть понятным взрослому заставляет ребенка говорить правильно. Другая движущая сила развития речи - желание познать мир, а это невозможно без общения со взрослым.
Понимание речи взрослого в начале 2-го года жизни зависит от ситуации, в которой общается взрослый и малыш, но к концу этого периода оно все меньше зависит от контекста, а ориентируется на содержание сказанного взрослым. Этому также способствует формирование фонематического слуха.
Параллельно формируется активная речь ребенка. Во второй половине 2-го года жизни ребенок сам инициирует общение. Происходит переход к фразовой речи, усвоение грамматического строя родного языка, появляются формы множественного числа, ряд падежей существительных, уменьшительные суффиксы, повелительное наклонение, прошедшее и настоящее время глаголов. В 2-2,5 года этот перечень дополняется прилагательными, причастиями, местоимениями, новыми падежам, временам глагола, но здесь еще отсутствует согласование прилагательного с существительным. Значительное достижение - появление сложных предложений с союзами. В 3 года предложения состоят из главных и подчиненных частей предложения (языковые суждения), в которых оказываются причинные, целевые, условные и т.д. связи (с помощью союзов «потому что», «чтобы», «если бы» и т.д.).
Для детей конца 3-го года жизни характерна творческая направленность речи. Появление новых слов имеет достаточно случайный характер. Так, под влиянием радостных чувств возникает игра со звуками, что дает начало элементарному словообразованию. Развитие языка и речи в этот период происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления. Так, ребенок в 3 года может рассказать о своих отдельных впечатлениях, не опираясь на наглядную ситуацию, что свидетельствует о появлении наглядно-образного мышления.
Воображение ребенка.
Появляется среди других психических процессов в конце 2-го - начале 3-го года жизни ребенка. Активное взаимодействие с окружающим миром, обогащение жизненного опыта, усвоения языка открывает возможность для анализа и синтеза предыдущих впечатлений преддошкольника. Сначала воображение опирается на восприятие. Так, лепестки цветка напоминают ребенку яркую бабочку, и он называет ее «летающим цветком». В 3 года ребенок может слушать сказки об отдаленных и незнакомых для него событиях и явлениях. Это свидетельствует о развитии воображения.
Эмоциональное развитие ребенка
Эмоции с началом овладения ребенком речью могут возникать не только под влиянием реальных объектов, но и их словесных описаний. Эмоциональные процессы все больше дифференцируются. Так, появляется симпатия, сопереживание, стыд, вина, удовлетворение от достигнутого, огорчение от неудачи, формируется приверженность к другим людям. Однако преимущественно эти эмоции неустойчивы и возникают под влиянием общения со взрослым. В целом для детей 1-3 лет характерна высокая эмоциональная чувствительность.
Развитие волевой сферы ребенка
Характерно импульсивное возникновение целей под непосредственным влиянием эмоционально окрашенных желаний, недостаточная осознанность поведения. В связи с развитием самостоятельности возникает акт постановки собственных целей, но ее достижение возможно только с помощью взрослого. Ребенок не в состоянии намеренно длительное время контролировать свои действия. Однако начинает вырабатываться умение сдерживать свои желания, задерживать действия. Ребенок приучается сопровождать свои действия словесной формулировкой их цели. Под влиянием развития словесного мышления и активной речи начинают формироваться осознанные произвольные действия.
Ребенок не осознает общеобязательности правил поведения, а требования взрослого относит только к себе.
Развитие личности
В 2-3 года происходит развитие самосознания. Ребенок без устали исследует себя. После полутора лет он узнает себя в зеркале, в 2 года выделяет свое тело из физического мира, на 3-м году жизни хорошо знает свое имя, узнает себя на фотографии, осознает себя как источник различных желаний и действий. Растет стремление к самостоятельности. Желание ребенка и взрослого могут не совпадать, и это может вызвать протест со стороны ребенка. В этот период происходит переход от обозначения себя в третьем роде к собственному местоимению «Я». Проявляется инициативность. Самооценка ребенка имеет сильную эмоциональную окраску, зависит от одобрения взрослых. Любое недовольство взрослого болезненно переживается. Дети этого возраста выделяют свою половую принадлежность по внешним признакам. Развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты с другими. Общение охватывает не только систему «ребенок – взрослый», но и «ребенок – сверстник», хотя отношения в первой системе ведущие. В период с 2-х до 3-х лет появляются реакции подражания детьми друг друга, а также первые речевые диалоги между ними.
Переход от семейного воспитания, узкого круга общения с близкими людьми к воспитанию в детском саду может происходить очень болезненно. Наступает перелом обычного образа жизни. Его психологическими причинами являются: восприятие мира в его конкретике, ситуативности, статике и высокая эмоциональная чувствительность детей. Они могут чувствовать себя брошенными навсегда родителями и горько это переживать.
Возможны кризисные периоды
Кризис этого возраста возникает в результате противоречивых тенденций развития личности ребенка. Желание быть самостоятельным, вести себя как взрослый сталкивается с опекой родителей. Негативизм, упрямство, протест, повышенная уязвимость, деспотизм - вот симптомы нарастания кризиса. Выходом из этого кризиса служит расширение свободы ребенка, чувствительность к оценке со стороны взрослого и дальнейшее развитие игры – «игры во взрослого». Этот комплекс детского поведения получил название «гордость за достижения» (М. И. Лисина). Результатом преодоления кризиса 3-х лет выступают новообразования: отделение ребенком себя от других, сравнение с людьми, которые его окружают.
Новообразования преддошкольного возраста

Возникновение речи и наглядно-действенного мышления (переход от манипулятивной к предметной деятельности). Овладение элементарными формами поведения. Возникновение начальных форм самосознания (формирование системы «Я»).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА 4 ЛЕТ
На четвертом году жизни ребенка происходят существенные изменения в его характере, протекании психических процессов, деятельности, отношениях с окружающими и тому подобное. Это - период формирования активного интереса к человеку и его взаимоотношениям с другими.
За первые три года жизни ребенок проходит огромный путь в своем развитии и готов подняться на новую ступень детства.Четвертый год жизни в периоде дошкольного возраста называют младшим дошкольным. Именно здесь закладываются те основы, которые впоследствии будут определять уровень дошкольной зрелости ребенка. Однако для этого он должен пройти длительный путь в своем развитии.
Особенности коммуникативно-речевого развития
На четвертом году жизни стремительно развивается речь ребенка, что проявляется в:
- Увеличении объема как пассивного, так и активного словарного запаса ребенка (не только количества существительных и глаголов, но и других частей речи);
- Обнаружение особого интереса и чувствительности к слову (внимательное прислушивание к новым словам, осознание звукового состава речи и элементов грамматического строя);
- Стремление правильно произносить слова, свободно строить простые предложения.
В младшем дошкольном возрасте для ребенка крайне важно слышать совершенную речи взрослого - партнера по деятельности. Для ребенка четвертого года жизни легче что-либо сделать, чем рассказать о сделанном. Словесное мышление у него еще не развито, он не умеет выполнять задачи мысленно (во внутреннем плане). Отсюда и возникает противоречие между тем, что ребенок делает в процессе решения задачи, и тем, как он объясняет свои действия.
Эмоциональная форма общения ребенка со взрослым, которая формируется на первом году жизни, не теряет своего актуального значения для развития речевой деятельности на протяжении всего дошкольного детства. Особенно актуальна эта форма общения и взаимодействия в младшем дошкольном возрасте, так как происходит качественное усложнение форм и способов коммуникации, которая сопровождает все виды деятельности ребенка в детском саду и семье.
Психическими достижениями эмоционального контакта являются:
- ориентирование на человека;
- коммуникативная направленность;
- коммуникативная активность;
- индивидуализация и разнообразие экспрессивно-мимических способов взаимодействия.
Базовые достижения коммуникативно-речевого развития личности следует рассматривать как возрастную норму для ребенка четырех лет, поскольку они определяют дальнейшее развитие способности ребенка к:
- речевому взаимодействию; сотрудничеству;
- межличностной координации действий в различных ситуациях жизнедеятельности.
Характерной особенностью ребенка младшего дошкольного возраста является появление новой формы общения со взрослым - познавательной развивающейся в совместной с взрослым деятельности, в частности в:
- игре;
- экспериментировании с предметами;
- конструировании.
Особенности развития познавательной сферы
В процессе игры, рисования или конструирования ребенок знакомится со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение и тому подобное. В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие происходит в следующих направлениях:
- расширение способов и средств ориентирования в окружающей действительности;
- обогащение содержания представлений и знаний об окружающем мире.
Сенсорное развитие
Основой развития ощущений и восприятия у ребенка являются его действующие связи с предметным миром, благодаря которым совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность его анализаторов. Эти связи в определенной степени направляет взрослый. Ребенок учится более тонко чувствовать и различать признаки и свойства предметов и явлений. Это касается всех без исключения ощущений, особенно зрительных, слуховых, осязательных и кинестетических. Развивается предметное восприятие, на котором базируется способность ребенка ориентироваться в пространстве предметного мира.
Способность воспринимать предмет как отдельную целостность со своими цветом, формой, величиной постепенно формируется у ребенка на основе его опыта овладения действиями. Если на третьем году жизни рука была ведущим органом познания предметного мира, то в дошкольном возрасте глаз начинает исследовать объект с помощью похожих на ручные действия, но уже на расстоянии, то есть формируются перцептивные действия. У предмета появляется свое «лицо», а затем и свое «имя» (слово-название), помогающие узнать его среди других, хотя слово-название и предмет ребенок отождествляет.
На четвертом году жизни у ребенка развивается способность:
- различать предметы по внешним признакам;
- ориентироваться в пространстве, звуках, вкусах, свойствах предметов на ощупь;
- находить такой же предмет по определенному признаку - сенсорным эталонам цвета, формы, величины.
Ребенок четырех лет все совершеннее и точнее дифференцирует цвета с яркостью и насыщенностью. Различать цвета ему значительно проще, чем называть их или отбирать по названию. Легче ребенок отбирает красный цвет, а хуже всего - фиолетовый. Также он плохо различает оттенки цветов. Для него они еще не имеют существенного значения. И цвет в целом не является для ребенка четырех лет определенным сигналом.
Даже тот ребенок, который различает почти все спектральные цвета и называет их оттенки, при раскрашивании часто не придает значения цветным оттенкам. Он может раскрасить собаку или медведя синим цветом, а утку - красным или желтым. И только вопрос, бывает ли собака синей, заставляет ребенка задуматься и изменить цвет.
Итак, зная особенности восприятия цветов ребенком, взрослый должен следить, насколько правильно он пользуется ими. Побуждая ребенка критически посмотреть на разрисованную им картинку, взрослый приучает его воспроизводить в памяти образы знакомых предметов и обращать внимание на внешний вид каждого из них, в частности на цвет. Постепенно ребенок начинает замечать цвета и оттенки окружающих предметов как определенные сигналы.
Развитие чувствительности к цветам, их дифференцировка тесно связаны с успехами ребенка в овладении названиями цветов и использованием их оттенков. Названия их обостряет и уточняет ощущение цветов, их различия по качеству, яркости и насыщенности.
В течение четырех лет совершенствуется и дифференциация формы предметов. Ребенок способен распознать соответствующие формы в орнаменте, узорах и тому подобное. Помогает ребенку группировать их впечатление от окружающих предметов, обобщать их, осмысленно воспринимать эти предметы-слово взрослого. Поэтому для развития восприятия важно, чтобы взрослый совмещал непосредственное ознакомление ребенка с предметами с их словесным обозначением, употреблением эталонных названий признаков предметов, помогая усваивать сенсорные эталоны.
Развитие наглядно-действенного мышления
Ребенку четвертого года жизни свойственно наглядно-действенное мышление. Он решает задачи в процессе выполнения тех или иных действий методом проб и ошибок. Поэтому то, что надо сделать, он понимает лучше, когда взрослый сопровождает объяснение наглядным показом действия, своим примером его выполнения. Словесные указания взрослого (присмотритесь, подумайте, как сделать лучше), помогают избежать ошибок, поскольку ребенок еще не умеет обдумывать последовательность действий, предвидеть трудности и тому подобное.
В процессе дальнейшего выполнения задач ребенок уже вспоминает, какие ошибки сделал раньше, и не повторяет их. Правильное решение определенной задачи ребенок может перенести на решение нового аналогичного задания.
В период младшего дошкольного возраста у ребенка развиваются мыслительные операции, в частности:
анализ;
синтез;
сравнение;
обобщение;
классификация.
Ребенок младшего дошкольного возраста может подбирать предметы или их изображения в указанных взрослым обобщающих словах (посуда, игрушки), причем не только в виде практического действия, но и в форме речевого воздействия.
Выполняя операцию обобщения, ребенок часто допускает ошибки (примерно в половине случаев), но в конце четвертого года жизни количество ошибок значительно уменьшается. В рамках знакомого материала ребенок способен усвоить классификацию со словесным обобщением. На четвертом году жизни он может классифицировать предметы самостоятельно и при этом не ориентироваться на внешнее сходство предметов, а группировать их по функциональным признакам (мишка, кукла, мячик - чтобы играть).
Особенности развития процессов памяти
В младшем дошкольном возрасте ребенок накапливает опыт ориентирования в окружающей среде. Благодаря этому обогащается его память, которая характеризуется непроизвольностью и эмоциональной окрашенностью.
Ребенок запоминает то, что представляет для него непосредственный интерес. Он сам еще не ставит целью что-то запомнить, не умеет управлять процессами запоминания и воспроизведения, особенно, если требования вспомнить имеют форму учебного задания.
У ребенка четвертого года жизни доминирует образная память: зрительная, слуховая, двигательная. В этом возрасте ребенок из десяти предложенных предметов (или их изображений) может воспроизвести в среднем не более четырех. Эта ограниченность ярко проявляется и в условиях запоминания отдельных слов. Ребенок преимущественно запоминает не более чем одно-два слова из десяти. Но яркие, новые, необычные предметы привлекают внимание ребенка и могут оставить след в его сознании. Ребенок лучше запоминает то, что:
- поражает его своей яркостью;
- может использовать в своих играх, то есть то, чем он может действовать.
Так, процессом запоминания взрослые могут управлять благодаря:
- использованию особенностей объектов в игровой ситуации;
- привлечению ребенка к различным видам детской деятельности (рисование, конструирование, лепка).
Это способствует запоминанию свойств предметов.
Развитие репродуктивного воображения
У ребенка четвертого года жизни развивается репродуктивное воображение, то есть воспроизводящее. Для создания мысленного образа ребенку бывает достаточно отдаленного сходства между тем, что он воспринимает, и предыдущим его опытом. Живость воображения ребенка проявляется в том, насколько быстро он входит в роль во время игры. Под руководством взрослого созданные в воображении образы ребенок реализует в игре и в продуктивных видах деятельности. Ребенок четырех лет уже может фантазировать (например, о будущем подарке на день рождения), представлять объекты, которых в его опыте еще не было, на основе прочитанного может мысленно воспроизводить закрытые части предмета на основе тех частей, которые находятся в поле зрения.
Воображение является основной для развития знаково-символической функции мышления как качественно нового достижения в умственном развитии ребенка. Благодаря усвоению разномодальных средств (вербальных, сенсорных и т.п.) он овладевает знаково-символическими системами в различных видах деятельности, в частности в:
игровой - применяется объектная замещаемость (палочка может быть ложечкой, кубик - стульчиком), воспроизводятся отношения между людьми (взятие роли на себя);
изобразительной - это первые попытки построить систему пространственных координат, которая организует созданную на бумаге картину мира. Это разделение листа на верх, середину и низ и отображение объектов на середине листа, опознавание (круг - солнце) и усвоение графических штампов (линия земли - линия голубого или зеленого цвета или набор вертикальных черточек-травинок; линия неба - линия синего цвета или горизонтальный ряд из солнца, облаков, птиц или места и звезд);
речевой - быстрее, чем в других видах деятельности, выделяются различные категории того, что замещается (объекты, действия, качества, отношения) и фиксируются различными языковыми элементами - словами, предложениями. Образы воображения у младшего дошкольника очень яркие, эмоционально окрашенные. Поэтому ребенок часто не может отделить созданные воображением образы от настоящих. Это накладывает большую ответственность на взрослых, в том числе в выборе сказок, методов воздействия на ребенка и тому подобное. «Если няня читает маленькому ребенку о страшном сером волке, маленький ребенок видит страшного серого волка», - отмечал Иван Сеченов. Однако сегодня угрозы и запугивания стали едва ли не единственным средством общения с ребенком.
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность
Важное значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, во время которой он берет на себя определенную роль и подчиняет ей свое поведение. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Она приближает ребенка к миру взрослых, моделируя соответствующие отношения.
В сюжетно-ролевой игре в период четырех лет ребенок:
- овладевает основными игровыми умениями. Появляются мнимые предметно-игровые действия, они все больше обобщаются, наполняются жестами и словами;
- создает условную ситуацию и действует в ее пределах; использует предметы-заменители;
- овладевает ролевыми действиями.
Совместные игры у младших дошкольников преобладают над индивидуальными и «играми рядом», однако достаточной согласованности между участниками еще нет и продолжительность игры невелика.
Сюжеты игр в этом возрасте постоянно меняются. Стоит ребенку увидеть, как кто-то из ровесников играет с какой-то игрушкой, или вспомнить, как в прошлый раз, например, украшали елку или «нагружали дрова» на машину или какое-то другое действие, как он прекращает начатую игру и быстро забывает, во что играл. Игра идет скачкообразно, один сюжет быстро сменяется другим. В играх ярко проявляется неустойчивость внимания ребенка, его повышенная эмоциональная возбудимость.
Окружающая жизнь воспроизводится в играх нераздельно. Например, изображая самолет, ребенок сидит на кубиках, держит в руках еще один кубик и «гудит». Так слились в одно образ самолета, образ пилота, его действия и звук мотора. Так и не понятно, что ребенок воспроизводит в своей игре. Такая слитность образов в игре присуща ребенку и в других видах деятельности, например, при воспроизведении сложных сюжетов рисунка или рассказы о чем-то.
Совместные действия взрослого с ребенком являются основным условием развития сюжетно-ролевой игры. Взрослый демонстрирует ребенку возможности перевоплощения, принимая на себя роль равноправного партнера по игре. Важно, чтобы ребенок имел полную свободу собственной инициативы. Чтобы сохранить свой замысел и успешно его реализовать, ребенок четырех лет нуждается во внешней поддержке, контроле, применении стимулирующих средств. Это достигается путем превращения в игровой образ, где поведение регулируется ролью, которую взял на себя ребенок, и поддерживается партнерами по игре.
Становление самооценки
Становление образа Я ребенка происходит в процессе общения с другими людьми и при благоприятных условиях воспитания, когда взрослые и сверстники доброжелательно относятся к ребенку, удовлетворяется его потребность в признании, положительной оценке. Негативный опыт общения вызывает агрессию, неуверенность в себе, замкнутость.
В основном самооценка четырехлетнего ребенка является субъективной и завышенной. Он присваивает все положительные и одобряемые взрослыми качества, иногда даже без понимания их содержания («Я сильный!», «Я смелый!»). Завышенная оценка своей личности для маленького ребенка является естественным и закономерным явлением, своеобразным механизмом «личностной защиты» тогда, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества («злой, жадный») или сравнивает его поведение с поведением другого ребенка.
Взрослый должен поддерживать высокую самооценку ребенка («Я хороший!»), ему обязательно нужны похвала и положительная оценка. При этом следует выражать положительные чувства («Я рад, что ты послушал меня и пришел домой», «Я благодарна, что ты помогла мне полить цветы»).
Если поведение ребенка вызывает негативные переживания взрослого, нужно сообщить ему об этом («Мне неприятно, когда ты меня не слушаешь»). Для лучшего понимания ребенком себя и взрослого необходимо не только рассказать ему о переживаниях взрослого, но и «озвучить» его собственные чувства, показать готовность разделить их («Я понимаю, что тебе сложно достать мячик, но на прогулке тебе захочется им поиграть», «Ты скучаешь по маме, а твоя кукла скучает по тебе. Пойдем поиграем с ней... »).
При обсуждении поведения ребенка целесообразно оценивать не его личность в целом («вежливый, добрый, ленивый»), а его конкретные действия и поступки («Ты поступила невежливо. Поздоровайся с Леной». Нельзя говорить: «Ты плохая, не поздоровалась»). Достижения и поступки ребенка следует сравнивать не с достижениями других детей, а лишь с ее собственными успехами и неудачами («Сегодня не получилось. Не у всех сразу получается. Завтра ты постараешься и нарисуешь солнышко лучше»).
Особенности развития произвольности
Четвертый год жизни является начальным этапом развития произвольности ребенка - произвольности его поведения, деятельности и психических процессов.
Эмоциональность ребенка
Характерной особенностью ребенка младшего дошкольного возраста является значительная эмоциональная возбудимость, несдержанность и неустойчивость его эмоций. Эмоции не только быстро возникают, но и быстро проходят, меняются на противоположные. Состояние радости легко переходит в грусть и наоборот (еще не высохли слезы, а ребенок уже беззаботно и весело играет). Ребенок аффективно реагирует на те события в своей жизни, ограничивающие его импульсивные желания и стремления. Поэтому нужен особый педагогический такт, чтобы отвлечь детское внимание от недозволенного желаемого и переключить на то, что можно делать в подобной ситуации.
Развитие внимания
Внимание младшего дошкольника привлекает все новое, яркое и интересное. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка имеет следующие особенности:
- Повышение устойчивости непроизвольного внимания;
- Увеличение объема внимания.
Слово взрослого в младшем дошкольном возрасте является средством поддержания внимания ребенка. Процесс идет от языковых указаний - на что именно следует обратить внимание - к выявлению желания самим ребенком.
Игра и продуктивные виды деятельности как средство развития произвольности
У ребенка четвертого года жизни поведение имеет преимущественно импульсивный, непроизвольный характер, действия ребенка непосредственно направляются его интересами. Однако именно в этот период постепенно формируются первые произвольные действия, цель и мотив которых не совпадают. Однако самостоятельное выполнение произвольных действий возможно лишь при условии, когда действие несложное, а мотив близок к цели, то есть поддерживается непосредственным игровым интересом ребенка. Например, ребенок может готовить игрушки для будущей игры. Целенаправленный характер действий ребенка является важнейшим признаком четырех лет. В разных видах деятельности - игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении - ребенок начинает действовать в соответствии с поставленной целью, хотя из-за неустойчивости внимания это не всегда ему удается. В игровой, изобразительной и конструктивной деятельности он может четко выразить свое и словесно определить цель своих действий. Например, вынимать кубики из коробки и говорить, что собирается строить башню. Однако определение определенной цели в этом возрасте означает не представление о конечном результате, а лишь осознание ребенком своего желания. В основном самостоятельная реализация ребенком поставленной цели связана с трудностями. Часто внешние обстоятельства отвлекают его, а первые неудачи заставляют изменить замысел или отказаться от него.
Ребенок может играть длительное время (15 минут) не останавливаясь. Но эти успехи свойственны только для игровой деятельности, в других видах деятельности ребенок еще не способен долго удерживать внимание особенно при однообразных действиях. В этом возрасте способность к саморегуляции развита не полностью. Однако, играя в пилота или полицейского, врача или продавца, ребенок оказывается в условиях, внешне его ограничивающих. Играя, он стремится быть уверенным персонажем и вынужден сдерживать себя той ролью, которую требует игра и именно так ребенок упражняется в волевой выдержке. В изобразительной деятельности и конструировании ребенок переходит к обдуманному изображению предметов, хотя средства реализации замысла еще несовершенны. В рисовании возможности ребенка начинают определять графические образы, представления о том, каким изображаемый предмет должен быть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, соответственно расширяется и диапазон изображаемых предметов.
Управление действиями ребенка
Пока у ребенка не развито произвольное поведение, нужно помогать ему управлять собой. Необходимо обязательно поддержать готовность ребенка самостоятельно взяться за дело, помочь ему с успехом завершить начатое. Это - залог его будущей инициативности и самостоятельности. Взрослый непосредственно руководит действиями ребенка с помощью указаний к каждому этапу действия, поощрений, ободрений. Разделение действий на последовательные звенья, напоминание способов выполнения задания помогает ребенку организовывать свои действия.
Успешность выполнения ребенком произвольных движений обеспечивает их показ взрослым в сочетании с прямым поощрением к активному подражанию и воспроизведению. Лишь на основе совместных действий со взрослыми у ребенка развивается умение самостоятельно доводить начатое дело до конца.
Постепенно, по мере овладения техникой действий, ребенок становится смелее и самостоятельнее. Этому способствует повседневная практика. В четыре года ребенок уже может многое сделать сам, не дожидаясь и не требуя помощи со стороны взрослого.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА 5 ЛЕТ 
Пятый год жизни - период активного формирования у ребенка  познавательной деятельности, в частности ее мотивационного и операционного компонентов. Это время, когда развивается активный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающего мира, когда он становится любознательным.
Пятый год жизни в периоде дошкольного возраста называют средним дошкольным. Этот период развития ребенка отмечен существенными изменениями в его характере, деятельности, протекании психических процессов, отношениях с окружающими и тому подобное.
На пятом году жизни сюжетно-ролевая игра остается ведущим видом деятельности ребенка и достигает более высокого уровня развития, чем на четвертом году жизни. Во время игры ребенок воспроизводит не только мир взрослых, но и отношения между ними. Он умеет выделять правило, а подчинение ему само собой приобретает для него новый смысл. Появляются доминантные установки:
- престижные (эгоистические);
- альтруистические;
- направленные на достижение успеха.
Особенности развития познавательной сферы
На пятом году жизни ребенка происходит постепенный переход от поверхностного восприятия отдельных разрозненных предметов и явлений к познанию их взаимосвязей, взаимоотношений. Особенностью познавательной активности ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное взаимодействие практических, пробных и интеллектуальных действий.
Представленный в наглядно-действенном плане опыт, который приобретает ребенок в процессе решения задач, является питательной почвой для перехода к наглядно-образному, а затем и к словесно-логическому мышлению. Такой переход происходит на основе совершенствования зрительно-двигательной и ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка.
На пятом году жизни восприятие становится осмысленным, целенаправленным, аналитическим процессом. Зрительное восприятие становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Ребенок учится различать основные цвета, овладевает набором эталонов форм предметов. Совершенствуется представление ребенка о соотношении предметов по размерам: ширине, высоте, длине. Ребенок может «на глаз» устанавливать отношения между пятью предметами по этим параметрам. Активно формируется пространственное восприятие. Оно согласуется с практическими действиями, которые являются фундаментом для формирования различных действий обследования. Действия обследования являются операциональным компонентом перцептивной деятельности и важнейшим показателем успеха ребенка. По-прежнему, ребенок лучше воспринимает и запоминает те объекты, с которыми он взаимодействует, особенно его интересуют их функциональные признаки.
Развитие мышления ребенка
В то же время для мышления ребенка пятого года жизни свойственна хаотичность. Ребенок еще не способен соединить отдельные «достижения» своих размышлений в целостный продукт. Но ему вполне доступно познание предметов и явлений в различных взаимосвязях. Специальные экспериментальные исследования и ведущий педагогический опыт доказали, что именно такие знания являются универсальным средством развития мыслительной деятельности ребенка. Усвоение системы знаний требует от ребенка умения активно использовать имеющийся опыт для осмысления новой информации.
Решающее значение в процессе развития мышления ребенка играет мастерство взрослого в побуждении ребенка к выборочной активизации имеющихся знаний каждый раз в новом аспекте в соответствии с конкретной ситуацией. Опыт такой деятельности у ребенка пятого года жизни постепенно приводит к качественно новому подходу к анализу предметов и явлений окружающего мира. Ребенок каждый раз открывает для себя новые аспекты уже знакомых объектов, проникает в их новые связи. Именно здесь зарождается общее творческое отношение ребенка к действительности, а познавательная деятельность приобретает творческий характер.
Развитие процессов памяти
Особенно интенсивно в ребенка пятого года жизни развивается память. Она занимает ведущее место в расширении опыта познания ребенком окружающего мира и ориентации в нем.
У ребенка появляется потребность в произвольном воспроизведении, а затем и произвольном запоминании. С помощью взрослых он начинает овладевать простым приемом произвольного запоминания - повторением. Увеличивается объем того, что ребенок способен запомнить. Например, когда ребенок пересказывает сказку, он не только воспроизводит основные события, но и прибегает к подробностям, передает прямую и авторскую речь. Для развития памяти ребенка важнейшим являются:
речевое общение;
прослушивание литературных произведений;
сюжетно-ролевая игра.
Развитие воображения
На пятом году жизни ребенка активно развивается его воображение, тесно связанное с перцептивными действиями. Постепенно ребенок учится отличать свои мысленные образы от самих предметов, обозначать их словом, переносить их функции на другие предметы. Становятся заметными первые попытки управлять собственными образами, изменять их в соответствии со своим замыслом.
Воображение ребенка развивается в тесной взаимосвязи с речью. Ведь именно речь способствует формированию представлений о предмете и позволяет ребенку представить предмет, которого он не видит. Ограниченное развитие речевой деятельности ребенка однозначно тормозит и развитие его воображения.
Под влиянием речевого общения со взрослыми у ребенка появляются первые образы произвольного воображения: во время рисования на предложенную тему или во время коллективной игры. Особенно ярко проявляется и в то же время развивается воображение в сюжетно-ролевых играх и в играх-драматизациях. Например, когда ребенок рассказывает известные произведения, он наделяет персонажей новыми чертами, действиями, делает первые попытки изменить авторский текст.
Важное значение для развития воображения ребенка имеет любая продуктивная деятельность, особенно конструирование. Конструирование - один из самых важных средств формирования у ребенка универсальной способности к любой деятельности. В конструировании проявляется способность ребенка к творчеству, оно становится средством его самовыражения.
На пятом году жизни ребенок проявляет устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Расширяется диапазон образов природы, людей, животных, игрушек, которые ребенок стремится воспроизвести. Заметно совершенствуются рисунки ребенка. Благодаря развитию координации движений изображения предметов, фигур становятся узнаваемыми по определенным признакам. Появляются первые, хотя и схематичные, простые сюжеты, преобладают линии, пятна, мазки. Ребенок стремится создавать предварительно задуманный образ (в рисунке, лепке, аппликации или конструировании). Понятно, что такие замыслы ребенка еще неустойчивые, впрочем, четко рассказать, что у него получилось на рисунке, в строении или лепке, он способен.
Неповторимый период «почемучки»
Пятый год жизни ребенка - это новая, качественно высокая ступень развития его познавательной потребности, которая является внутренним источником познавательной активности. В настоящее время внимание ребенка из отдельных предметов, их названий и свойств направляется на соотношение и связи между ними. Ребенок начинает фокусировать внимание на действиях с предметами, замечать их причины и последствия, он заинтересовывается взаимодействием предметов в окружающем мире, у него возникают вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Откуда?», «Как это произошло?» и т.д. Именно поэтому ребенка пятого года жизни часто называют «почемучкой».
Особая роль взрослого в этот период развития ребенка - правильно реагировать на его «Почему?». Чтобы стимулировать ребенка к самостоятельному поиску ответа, взрослому стоит давать развернутые, серьезные, вдумчивые, правдивые ответы. В таких ответах ребенок должен чувствовать значимость своих вопросов, а взрослый - проявлять положительное отношение к интересам ребенка. Стоит специально формировать у каждого ребенка желание и умение спрашивать и искать собственный ответ на вопрос.
Особого внимания требуют вопросы ребенка, которые возникают при решении им познавательных задач, которые свидетельствует о его стремлении осознать причинно-следственные связи. Такие вопросы имеют важное значение, поскольку:
- эффективно влияют на совершенствование процесса познания;
- направляют умственные действия на поиск правильного решения;
- упорядочивают мыслительные процессы.
Итак, появление у ребенка пятого года жизни обобщений помогает ему понять причинно-следственные связи, которые он выражает в суждениях, его высказывания все больше касаются познавательной деятельности и ситуации познания. Ребенок почти синхронно действует и говорит о том, что делает. Его высказывания будто завершают отдельные этапы познания. Это является средством мышления и непосредственного включения в познавательную деятельность. В речи ребенка также фиксируются основные существенные моменты познавательной задачи. Это своеобразный мостик для перехода на новый уровень: возможность разворачивать интеллектуальное воздействие в речевом пространстве отвлеченно от практической ситуации.
Особого внимания со стороны взрослого требует работа с литературными произведениями. Полноценное восприятие литературного текста на пятом году жизни ребенка является особым взаимодействием его практической и игровой деятельности.
Чтобы по-настоящему понять художественное произведение, ребенок должен прослушать, просмотреть в рисунках, несколько раз «прочитать» книгу руками, проговорить отдельные части текста для себя и для других, найти среди игрушек персонажей произведения, проиграть с ними отдельные ситуации, «примерить» к реальной жизни интересные моменты произведения. Работа над художественным произведением должна стать творческим процессом, в котором ребенок - главное действующее лицо. Только при таких условиях и складываются механизмы восприятия художественного текста, осознание единства содержания и смысла произведения.
К концу пятого года жизни ребенок уже способен:
- эмоционально целостно воспринимать художественное произведение;
- делать попытки манипулировать отдельными эпизодами;
- строить на основе определенных эпизодов игровые сюжеты;
- сочетать разных героев в собственных творческих замыслах;
- различать основные литературные жанры;
- выделять отдельные выразительные средства и понимать их смысловую нагрузку.
Опыт работы с художественными произведениями формирует у ребенка пятого года жизни избирательное отношение к жанру, отдельному произведению, тем или иным сюжетам, персонажам и тому подобное. Ребенок стремится снова и снова читать любимые книги. Иногда стоит ему вспомнить определенное слово или образ из книги, и он начинает, например, петь от имени Колобка, говорить от имени Волка, ходить, как волшебная фея и тому подобное.
Коммуникативно-речевое развитие
Достижения коммуникативно-речевого развития ребенка среднего дошкольного возраста позволяют ему решать сложные социальные, когнитивные и лингвистические задачи.
Речевые характеристики возраста
Речь имеет ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка пятого года жизни. При назывании признаков предметов, ребенок одновременно выделяет их. Обогащение речи ребенка словами, означающими качества предметов, связи и отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.
На пятом году жизни отрабатываются навыки точно употреблять слова-определения во время специальных дидактических игр, направленных на развитие сравнения, обобщения, классификации, ведь основная их ориентация - познание предмета, уточнение его качеств и свойств, правильное их определение словом. Мастерство взрослого может стимулировать познавательную активность каждого ребенка следующими способами:
- Предоставление ребенку роли ведущего в игре;
- Предварительная подготовка к новой игре;
- Введение игрового персонажа, роль которого выполняет ребенок и действует от его имени и тому подобное.
В этот период активизируется также использование обобщенных представлений о предметах и ​​явлениях. Ребенок постепенно избавляется от зависимости непосредственных контактов с окружающими предметами. Он уже может четко выразить, какой предмет хочет получить, какую игрушку потерял и т.п. Появляются попытки выразить свои представления, образно представить замысел-просьбу.
Когнитивно-лингвистические достижения
Когнитивно-лингвистические достижения ребенка этого периода связаны с усвоением отношений «человек - ситуация», «языковая форма - значение». Эти базисные образования, воспринимаются как единство слова вместе со значением объектов ситуации общения, обеспечивающие успешность взаимодействия ребенка с окружающими. Вероятность успеха контактов с ним зависит от усвоения указанных отношений. Благодаря им ребенок отвечает на вопросы относительно характеристики отношений людей в общении: «Кто?», «Кому?», «Где?», «Зачем?», «Что говорит?» и др.
Повышение когнитивной сложности речевого поведения, активность взаимодействия с окружением в различных видах деятельности обусловливают стремительное пополнение словарного запаса ребенка на пятом году жизни. Возникает потребность разъяснять и растолковывать слова ребенку, образовывать вместе новые. Дальнейшее развитие когнитивных процессов (восприятие, память, мышление, воображение) позволяет ребенку среднего дошкольного возраста сделать язык и речь объектом осознания. Скоротечный характер словообразования указывает на естественность этого явления в речевом развитии ребенка пятого года жизни.
Произвольность поведения ребенка
В период среднего дошкольного возраста психические процессы ребенка постепенно приобретают признаки произвольности. Благодаря этому все больше желаний ребенка переходит в его намерения.
Особенностью поведения ребенка этого возраста является то, что он имеет намерения и стремится сразу их реализовать, сократить время, необходимое для обдумывания, но не осознает путей и средств реализации этого намерения. Когда ему нужно длительное время действовать по намерению, то для его поддержки необходимы вспомогательные побуждения со стороны взрослого. В этом и проявляется недостаточная сознательная регуляция ребенка. Он не может рассуждать, анализировать проблему с разных сторон, ему легче отказаться от желаемого будущего.
На пятом году жизни ребенок начинает применять собственную речь для планирования своих действий. Он отмечает: «Буду рисовать лес. Нарисую много деревьев, а затем зайчика». Или так: «Посажу цветы и буду поливать, чтобы быстрее выросли».
Также ребенок пятого года жизни начинает использовать речь для руководства своими действиями. Когда он выполняет свои действия, то в основном говорит вслух. Существование речи, обращенной к себе при достижении цели, свидетельствует о недостаточном развитии регулятивной функции в отношении собственных действий.
Планирование у ребенка является сложной задачей и требует мобилизации умственных усилий. Надо учить его предварительно определять способ своих действий. Умение ребенка определить свои будущие действия, рассказывать о них, не только положительно влияет на достижение им цели, но и помогает постепенно избавиться импульсивности в поведении.
Важно научить ребенка обдумывать последовательность выполнения работы, заранее выбирать необходимый материал и орудия выполнения действия. Целесообразно обсуждать с ним замыслы, создавать возможность выбирать определенные средства из многих вариантов. Помогут следующие вопросы: «Как ты хочешь это сделать и почему?», «А как можно сделать иначе?», «А как лучше?», «А как я сделала, угадай?», «А почему бы я так поступила?» и др.
В среднем дошкольном возрасте повышается устойчивость намерений ребенка благодаря овладению ею средствами для их осуществления, приобретению практических умений и навыков. Возрастает способность к волевым усилиям, а, следовательно, начинает развиваться произвольное поведение. Свои волевые усилия ребенок пятого года жизни может направлять не только на активизацию действий, но и на их торможение. У ребенка появляется сознательный контроль своей динамической активности. Однако этот контроль еще несовершенен и имеет ограниченный характер. Лучших успехов ребенок достигает во время игры, когда он берет на себя соответствующую роль. Хотя и такой контроль недостаточно осознанный, ибо игра еще имеет аффективный характер.
Для содержания цели для ребенка этого возраста требуется внешняя поддержка. Наиболее действенными способами руководства поведением и деятельностью ребенка пятого года жизни являются:
- демонстрации образца;
-указания;
- объяснения;
- напоминание.
Опосредованное руководство также осуществляют путем предоставления действиям ребенка определенного смысла, поддержки и поощрения его усилий. При корректировке действий ребенка вместо прямых указаний следует применять наводящие вопросы, которые заставляли бы его размышлять, искать выход из затруднительного положения. Под влиянием такого стимулирования мысли и действия ребенка станут более самостоятельными.
Эмоциональная сфера
На пятом году жизни усложняется содержание эмоциональной сферы ребенка:
- появляется способность различать истинные и внешние проявления переживаний, понимать переживания других и связывать их с определенными действиями;
- происходит дифференциация эмоций, ребенок активно усваивает не только «язык» чувств, но и начинает проявлять свое отношение к действительности в своих рисунках, зданиях из конструктора, позах, интонациях, движениях и в выборе партнеров по общению.
Важным новообразованием в эмоциональной сфере ребенка пятого года жизни является его способность к эмоциональной децентрации, что является умением встать на позицию другого человека, почувствовать, как он себя чувствует, проявить сочувствие, соучастие и др. Развитие социальных эмоций приводит к появлению нового содержания побудительных мотивов в поведении ребенка пятого года жизни, то есть он начинает понимать, как нужно поступать в определенной ситуации.
Личностная сфера
Процесс становления личностных образований психики ребенка - особенно индивидуализированное явление, требует личностно-ориентированного педагогического подхода взрослого. Параллельно с познанием окружающей среды ребенок познает и самого себя. Особое значение при этом приобретают оценочные суждения взрослых, которые являются мощным источником переживания.
Основными новообразованиями личностной сферы ребенка пятого года жизни являются:
- углубление осознания ребенком образа себя: выстраивается структура Я, появляются изменения в структуре образа себя, под влиянием оценочного отношения окружения познавательный компонент образа Я приобретает новое качество, знания и представления ребенка о самом себе систематизируются и конкретизируются;
- усиление действия функций образа Я: проявляется стабильное социально-познавательное самопринятие, охрана и сохранение достигнутого уровня самоуважения, дифференциация и обобщение ребенком личностного опыта повышается уровень самооценки и предсказания оценочного отношения со стороны окружающих, а также функция самоутверждения;
- образ Я: ребенок начинает оценивать себя глазами других людей, учится анализировать свои поступки «со стороны», принимать решения, учитывать при этом возможную реакцию на свои действия со стороны партнеров по общению.
Ребенок учится считать свои реальные успехи в том или ином виде деятельности, обобщать и классифицировать собственные поступки в соответствии с нормами и правилами, которые регулируют поведение ребенка среднего дошкольного возраста, то есть начинает формироваться рефлексивное я.
Функционирование указанных новообразований Я-образа опосредствуют любые виды активности ребенка и позволяют ему действовать «от имени» собственного Я, стать субъектом собственных действий, мыслей, переживаний, то есть творцом своего внутреннего мира. Кроме того, на пятом году жизни в личностной сфере ребенка происходит вторичная половая идентификация как показатель единства переживаний и ролевого поведения. Ребенок осознает знания о нормах и требованиях, связанных с его принадлежностью к определенному полу, и формирование адекватного поведения. Ребенок способен различить людей по их половой принадлежности и соответственно определить, к какой группе он принадлежит: мужчин или женщин. Это открывает путь к восприятию и оценке собственных действий, а также поступков других мальчиков и девочек (например, мальчик должен пропустить девочку вперед, предложить ей место и т.д.).
Социализация ребенка
На пятом году жизни общение ребенка становится более интенсивным, у него складывается определенная позиция в группе, в результате чего происходит его дифференциация по социальному статусу.
Показателями признания ребенка сверстниками являются:
- Успешность ребенка в индивидуальной и совместной деятельности;
- Особенности и поведение ребенка;
- Оценка его успешности взрослыми.
Кроме того, общение приобретает характер внеситуативно-личностного, для которого характерно возникновение нового содержания потребности в общении - сопереживание и взаимопонимание.
В этом возрастном периоде очень важно, чтобы взрослые уделяли должное внимание детскому самообслуживанию. Пятый год жизни - это очень важный период для формирования операциональных возможностей ребенка в самых бытовых ситуациях ее жизнедеятельности.
Итак, на пятом году жизни ребенка начинается активный период осознания и слаженного согласования им своего места в системе отношений со взрослыми, что обеспечивает более эффективную его адаптацию к социальной реальности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА 6 ЛЕТ
Этот возраст является периодом расцвета сюжетно-ролевой игры. Обогащаются содержание и формы других видов деятельности ребенка. Значительную роль играет обучение.

Ведущая деятельность дошкольников 5 лет

Происходит дальнейшее усложнение сюжетов игры, растет их разнообразие и развернутость. Детей интересуют не только локальные события с их собственного опыта, но и имеющие значение в пределах всего человеческого общества. Часто воспроизводятся эпизоды из жизни людей разных профессий (воспитатель, учитель, врач, рыбак, капитан морского судна, водитель, продавец, директор магазина, контроллер транспорта). Основное в игре - передача ролевых отношений, однако дети не просто передают человеческие отношения, но и моделируют их. Игра набирает творческий характер.
Дети самостоятельно подбирают материал к игре. Чрезвычайно привлекательными для детей становятся аксессуары, обозначающие роль (бинокль, платок медсестры). Если какой-то материал или аксессуары игры отсутствуют, то дети самостоятельно изготавливают их.
Развиваются другие виды и подвиды сюжетно-ролевой игры; режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами. В режиссерской игре, когда ребенок составляет сюжет и роли, раздает их игрушкам, а потом сам их передвигает, отражается стремление ребенка управлять событиями жизни, управлять другими. Желание воплотить в игре чрезвычайные, невероятные образы своего воображения, способность создать в фантазии сюжет, к тому же, возможно, нестандартного характера, и развернуть его в представлении порождают ответную игру фантазии. Игра с правилами в этом возрасте доказывает, что дети впервые осознают определенную степень значение выигрыша, стремятся к достижениям, получают от них эмоциональное удовольствие. Об этом свидетельствует и то, что детей больше интересует результат игры-соревнования, а не ее процесс, хотя обычно в игре дети ориентированы именно на процесс. Игра с правилами важна в нескольких аспектах:
- в процессе развития игры развиваются отношения между членами детского коллектива.
- она объединяет детей, обогащает их реальный опыт взаимоотношений.
Другие виды продуктивной деятельности
Шестой год жизни - возраст развития рисования. Именно в этот период осуществляется переход к сюжетному рисованию. Созданию самих рисунков предшествует развернутый план. Он становится все более устойчивым. Наивность и открытость чувств - характерные признаки воспроизводимых образов.
Приобретает дальнейшее совершенствование конструирование. В пять лет ребенок уже может конструировать как при условии, что предлагает взрослый, так и по собственному замыслу. Формируются простейшие обобщенные способы построения образа: операции пространственного мышления, навыки пространственного изменения или замены деталей конструкции, сочетание множества различных деталей, построения целостной основы будущей постройки. Как и в рисовании, так и в конструкторской деятельности ей предшествует замысел и составление плана его выполнения.
В этот возрастной период у детей наблюдается богатый и разнообразный опыт выразительных музыкальных действий, одновременно ориентировочно не в один, а на несколько средств музыкальной выразительности (темп, тембр, динамику). Певческий голос еще достаточно слаб, поэтому возможно выразительное исполнение только несложных песен.
Для художественно-речевой деятельности характерно желание ребенка создавать собственные сказки, необычные истории, выдумки. Он рассказывает эти истории выразительным, громким голосом с богатой интонацией. Во время восприятия литературных произведений внешние проявления эмоционального восприятия и отклика на события в меньшей степени выражены, чем в предыдущие возрастные периоды, однако внутренняя эмпатия высока. Наибольшее понимание содержания литературного произведения происходит через его воспроизведение.
Наблюдаются значительные индивидуальные различия в предпочтении репродуктивным или творческим формам деятельности.
Существенную роль начинают играть элементы учебной и трудовой деятельности. Дети пяти лет могут систематически выполнять посильные трудовые обязанности. Они пытаются сделать что-то полезное для других. Зарождается понимание общественного значения труда. Именно осознание значения собственных действий для других и обязательности получения запланированного результата придает этим действиям характеристику трудовой деятельности. В процессе труда формируются навыки совместной деятельности, а именно: вместе планировать действия, подчинять их поставленной цели, добиваться выраженного результата. Сначала все это происходит при участии и под руководством взрослого. Организация деятельности детей, когда дети осознают, что их участие и качество работы является составной общего результата, способствует формированию трудовых действий.
Пятилетние дошкольники начинают отличать учебные задания от игры, практических жизненных ситуаций, с интересом относятся к учебе, но воспринимают и запоминают только те знания, которые можно непосредственно использовать в игре или в художественной деятельности. Дети обращаются к взрослым с просьбой оценить правильность выполнения учебных задач. У старших дошкольников понимание различия между серьезным делом, занятием и игрой приобретает еще более выразительный характер. Этому способствует ощущение важности занятий, осознание себя на пороге новой, школьной жизни. Дети стремятся учиться. Появляется особый интерес к чтению, обучению математике, потребность проявить себя в этих видах деятельности. Развиваются учебные умения осознания задачи, способа действия, самоконтроля в процессе выполнения заданий, самооценки учебных достижений. Однако подавляющее количество детей, по-прежнему склонно переоценивать свои возможности.
Процесс обучения сопровождается положительными интеллектуальными эмоциями. При этом дети видят путь к удивительным открытиям. Поэтому неучет в процессе обучения возрастных особенностей детей, образности их мышления, эмоциональности (репродуктивные методы обучения, слишком абстрактный характер материала, отсутствие ситуаций, полны светлой радостью познания и т.д.) отражается не только на качестве обучения, но и в целом на личностном развитии ребенка.

Развитие познавательной сферы ребенка 6 года жизни

Восприятие.
В пять лет обследование предмета приобретает систематизированный плановый характер. Оно уже не имеет глобального характера, выделяется свойство предмета, и само это отдельное свойство является объектом специального рассмотрения. Свойство предмета называется словом и становится категорией познавательной деятельности (категории цвета, величины, формы, пространственных отношений). Усиливается осознанное восприятие. Совершенствуется восприятие пространства и времени.
В конце шестого года восприятие становится еще более целенаправленным, точным и обобщенным. Ребенок правильно видит пропорции предметов, выделяет пространственные, цветные ритмы, видит перспективные отношения в рисунке.
Память.
Дети продолжают овладевать умением выделять цель, то есть сами намечают запомнить то, что необходимо. К операциям запоминания относится не только громкое повторение, но и повторение шепотом. Становится доступным смысловое запоминание, основанное на понимании материала, установлении значимых связей между частями информации. Однако непроизвольная память более производительная, особенно если она связана с проявлениями интересов, интеллектуальных, эстетических, нравственных эмоций.
Мышление.
Происходит бурное развитие наглядно-образного мышления. Появляется способность использования в мышлении модельных образов, которые с помощью схем, символов, которые материализуют скрытые связи между предметами и явлениями. Благодаря этой способности возможны: понимание отношений различных предметов, их составляющих, понимание отношения части и целого (например содержание вычитания и сложения), конструирование по простому чертежу (например корабля), понимание развития сюжета сказки и тому подобное.
Экспериментирование с новым материалом с целью открытия нового - еще одна важная характеристика мышления этого возрастного периода. У детей с высоким уровнем познавательного развития оно имеет четкий, последовательный («шаг за шагом») характер. Каждый шаг преобразований заканчивается анализом изменений, а затем наступает новый шаг. Сам процесс поиска преобразований материала имеет все признаки творчества: комбинирование действий, дивергентность мышления.
Процесс экспериментирования может осуществляться не только наглядно, но и мысленно. Благодаря экспериментированию, ребенок неожиданно получает новые знания. Развитые умения по экспериментирования, комбинаторные действия, последовательность и четкость преобразований - признаки высокого интеллекта и одаренности.
Возможность высокого уровня развития экспериментирования мысленно, а также его четкая последовательность свидетельствуют о том, что в этом возрасте начинает развиваться словесно-логическое мышление. Дети рассуждают о явлениях, делают элементарные выводы. Развивается умение подробно и последовательно рассказывать о тех или иных событиях. Однако в детской логике могут быть ошибки, когда ребенок не может в совокупности проанализировать все детали ситуации или интеллектуальной задачи, выделить в них главное.
Результатом обучения и развития мышления является то, что ситуативные представления о мире систематизируются и становятся знаниями. Среди них различают:
устойчивые и стабильные знания,
знания-догадки, гипотезы.
Формируются обобщенные способы мышления: сравнение, отыскание сходства, различий, классификация, анализ, сочетание и тому подобное.
Развивается способность видеть противоречия в явлении и возможность прогнозировать будущие события.
Вопросы ребенка в основном направлены на познание мира, получение знаний.
Речь.
В пять лет заканчивается сенситивный период развития речи. Это означает, что основные его составляющие, которые оказываются в таких его показателях, как: активность, связность (диалогичность), понимание другого, тесная связь с мышлением и т.д., - должны быть сформированы в этот период. Дети пользуются развернутыми фразами, могут составить небольшие сюжетные рассказы.
В конце шестого года появляется объяснительная речь. К шести годам дети свободно говорят, выражают свои впечатления и мысли, им доступен звуковой анализ речи.
Воображение все больше набирает творческий характер. Ребенок способен предвидеть будущее, может представить не только конечный результат своей деятельности, но и его промежуточные этапы.
Пять лет - период расцвета наивной креативности ребенка, который базируется, с одной стороны, на ярких образах, эмоциональности, импульсивности и живости поведения ребенка, а с другой, на незнании законов логики, общих закономерностей явлений, отсутствия жестко закрепленных правил мышления. Вместе с тем, развитие более тесных связей с речью, формирование произвольности в возникновении продуктов воображения, критичность мышления, стремление к подражанию других и нормативности поведения у детей старшего дошкольного возраста создают условия возникновения диалектических противоречий в развитии воображения.
К концу дошкольного возраста ребенок различает воображаемое и вымышленное, фантастическое и реальное.
Внимание.
В конце шестого года имеется произвольное внимание. Дети могут целенаправленно, сознательно выделять предметы из окружения, которые им нужны, сосредоточиться на них.
Эмоциональное развитие
Дети старшего дошкольного возраста более сдержанные и менее обидчивы. В конце шестого года могут скрыть страх, агрессию, слезы. Усваивают «язык» чувств: мимику, жесты, позы, интонации голоса и тому подобное. Происходит дальнейшая дифференциация чувств. Теперь уже дети способны испытывать гордость, жалость, ревность, зависть. В отношении детей других возрастных категорий возникает специфическое чувство «старшинства».
Сильные переживания у детей могут вызвать недоразумения со взрослыми и сверстниками. Другими источниками чувств оценивается красота природы, вещей, произведения искусства.

Развитие волевой сферы

Дети пяти лет могут ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, правильно оценивать результаты собственных действий. В конце шестого года ребенок может подчинять свое внимание требованиям взрослого и осознавать эту необходимость. Развивается способность предвидеть последствия действий. Формируется чувство ответственности за свое поведение, элементы самоконтроля. Ребенок подчиняет свои действия цели, но привлекательные обстоятельства могут отвлечь его внимание от намерений. Способность подражать положительному эталону поведения лучше реализуется в присутствии взрослого.
Контроль собственного поведения становится более длительным и устойчивым.
В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность произвольно управлять познавательными процессами, однако это управление происходит довольно трудно.
Развитие личности
К старшему дошкольному возрасту дети принимают оценки их поведения и личности на веру. В конце шестого года представление о себе становятся более самостоятельными. Растет критичность детской оценки. Однако самооценка все еще остается завышенной, и это является нормальным проявлением психического развития ребенка.
В этот период формируются новые качества личности: чувство справедливости, адекватное переживание удачи или неудачи, способность регулировать совместную деятельность, коллективизм, дисциплинированность, сдержанность, ответственность.
Ярко выраженная потребность в общении со сверстниками приводит к самопроизвольному сравнению себя с другими, в подражании действиям другого. В этот период также резко возрастает стремление к участию в каком-либо деле с другими. В конце шестого года возникают сообщества детей, занимающихся одной деятельностью, игрой (3-4 детей, иногда у мальчиков - 8-9 человек). Оказываются элементарные формы групповой солидарности. Дети начинают выделять личные свойства сверстников: «очень хороший», «хорошо прыгает» и другие.
Под влиянием усвоения норм и правил формируются этические стандарты поведения.
Возможны кризисные периоды
Возможности ребенка переросли виды деятельности, в которых он задействован, и прежде всего - игре: социальная ситуация развития: «Я большой»-притязание на роль взрослого, осознание роли школьника, стремление к самостоятельности. Поэтому ребенок с радостью воспринимает перспективу поступления в школу.
Новообразования старшего дошкольного возраста
Становление иерархии мотивов деятельности (на первый план выступают мотивы нравственного содержания); формирование дифференцированной самооценки; возникновение потребности в общественно значимой деятельности; способность к рефлексии; антиципация (предвосхищение возможных действий и оценок со стороны других, предупреждение той или иной ситуации).

Комментариев нет:

Отправить комментарий