ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. ЧТО ЭТО?
Со времён Карла Юнга европейская практическая психология уделяет особое внимание такому методу, как песочная терапия. Было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком и водой способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей и взрослых. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности малыша, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы. В последнее время эта методика стала востребованной в детских садах и активно применяется педагогами в работе с дошкольниками во время прогулок, плановых занятий и игр. Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком: - сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры с обычным песком; - проективные игры в юнгианской песочнице, направленные на диагностику, коррекцию, носящие терапевтический эффект;
- песочная анимация на специальных столах с подсветкой;
- создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала;
- лепка различных фигурок и формочек, конструирование построек и целых песочных городов из кинетического песка. Ведущей целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка. Задачи Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития: Игровое: театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов; сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей; дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма. Эмоционально-психологическое: стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении; приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга; формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
Сенсомоторное: знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие; развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма); формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.
ФЭМП: формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях; овладение первичными навыками счёта и измерения. Речевое развитие: обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми; развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком; формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке; совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями. Художественно-эстетическое — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством: рисования на песке; технического и художественного конструирования из кинетического песка.
- песочная анимация на специальных столах с подсветкой;
- создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала;
- лепка различных фигурок и формочек, конструирование построек и целых песочных городов из кинетического песка.
Сенсомоторное: знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие; развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма); формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.
ФЭМП: формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях; овладение первичными навыками счёта и измерения.
13.03.2023
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Песочная терапия особенно актуальна для детей дошкольного
возраста, ведь маленькие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей из-за
недостаточного речевого развития, бедности представлений или задержки общего
развития.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, полет детской
фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным. Здесь нет правил и
определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что
он делает, правильно и необходимо.
Несомненное преимущество данной техники в том, что ее можно
использовать с самого раннего детства. Это позволит родителям узнать о том, как
видит окружающий мир их малыш, чего он боится и о чем переживает. Все
актуальные мысли ребенка покажут ожившие персонажи песочной игры.
Особенности проведения песочной терапии для детей
В процессе песочной терапии дети проходят три стадии: хаос, борьба
и разрешение конфликта.
Хаос
Ребенок хватает разные
игрушки, беспорядочно расставляет их на песке или перемешивает с песком. На
этой стадии ребенок проживает свои эмоции и постепенно справляется с ними. А
многократное проигрывание психотравмирующей ситуации в итоге меняет само
отношение к ней.
Обычно стадия длится на
протяжении нескольких занятий. С каждым разом количество используемых фигурок
будет уменьшаться и их размещение в песочнице будет все более упорядоченным.
Борьба
Происходит бессознательный
перенос на песочное поле внутренних конфликтов, тревог, обид, сложных ситуаций,
агрессии. Существа в песочнице убивают друг друга, идет тяжелое противоборство.
Однако через некоторое время может появиться герой, который наведет порядок,
восстановит мир и справедливость.
Разрешение
конфликта
Ребенок начинает выстраивать
осмысленные формы, придерживается сюжета, ведет себя естественно и спокойно.
05.08.2022 г.
19 ЛУЧШИХ ИГР С
КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ
КИНЕТИЧЕСКИЙ ЖИВОЙ ПЕСОК

Комментариев нет:
Отправить комментарий